Перечень яиц Фаберже в хронологическом порядке | ||
<< 1897
Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами |
<< 1897 >>
Коронационное
|
1898 >>
Пеликан |
Яйцо Фаберже
Коронационное
Яйцо «Коронационное» было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II и было представлено в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне, в 1897 году.
Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций.
«Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Внутри его драгоценной «скорлупы» – серая бархатная ниша для сюрприза. Золотая (подбитая горностаем) парчовая мантия с ткаными черными двуглавыми орлами, в которую были облачены царь и царица во время коронации, подсказала Фаберже идею отделки скорлупы яйца. Она покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Накладные эмалевые орлы соединены лиственными ветвями зеленого золота, образующими густую сетку, без малейшего зазора (не видно монтировки) прилегающую к скорлупе. Один из мастеров вспоминал, что, когда просверливались отверстия в покрытом эмалью корпусе, яйцо полностью погружалось в емкость с водой, что должно было предохранить сверло от перегрева, а эмаль – от повреждения.
Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз, укрепленный на его верхней половине. Сквозь него виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Ѳ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается дата «1897».
Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускаются крохотные подножки. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые обручи.
Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший и конструктивные части экипажа, например, поворотный круг. В силу этого миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Двадцатитрехлетний мастер, обладавший необычайными талантами (он без лупы видел дефекты камней и не нуждался в оптике при работе над миниатюрной копией) трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки.
В центре расписанного виноградной лозой потолка – золотой крюк, к которому была привешена утраченная ныне подвеска в форме яйца. В счете записано «яичко изумрудовое с бриллиантами» ценой в 1000 рублей (ныне, к сожалению, отсутствующее). Оно было самым последним «сокровищем», как когда-то в первом императорском яйце, и подвешивалось внутри крошечной кареты на специальный крючочек. Правда, из других, более поздних, источников следует, что внутри кареты было укреплено яичко-подвеска из желтого бриллианта. Так, начальник Камерального отделения и заведующий Кабинетом Е.И.В. Н. Дементьев, который в 1909 году занимался инвентаризацией драгоценностей царской четы, находившихся в их собственных комнатах Зимнего дворца, увидел внутри кареты желтое бриллиантовое яйцо-кулон (бриолет). Возможно, императрица сама поменяла подвеску, предпочтя носить изумрудное яйцо на шее, но при этом не оставила карету пустой.
Изготовление миниатюрной кареты обошлось в 2250 рублей, что составило половину стоимости всего императорского заказа. Драгоценный камень (бриллиант или изумруд грушевидной формы), подвешенный внутри кареты, был оценен еще в 1500 рублей.
Прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити утеряны.
Ювелирное яйцо было подарено императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года. Оно находилось в комнате императрицы в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. После революции 1917 года яйцо было конфисковано Временным правительством и вошло в список драгоценностей, вывезенных из Аничкова дворца. Оно было перевезено в Оружейную палату Кремля, а в 1922 году передано в Совнарком для продажи.
Во время голода 1921 года, богатый американский врач, Арманд Хаммер, смог приобрести множество произведений искусства, которые могли пропасть без вести после революции 1917 года. Хаммер при помощи переговоров смог приобрести 11 яиц Фаберже, но договориться о покупке «Коронационного» так и не смог. Вместо него в 1927 году через контору «Антиквариат» его купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski. После этого, в 1934 году яйцо было продано коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1945 году оно вновь попало в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года.
В марте 1979 года яйцо «Коронационное» было продано Малькольму Форбсу за $2.160.000 вместе с «Розово-лиловым яйцом с тремя миниатюрами». 4 февраля 2004 года аукцион Сотбис сообщил о продаже более 180 произведений искусств Фаберже, включая 9 редких ювелирных яиц Виктору Вексельбергу. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён». Ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Перечень яиц Фаберже в хронологическом порядке | ||
<< 1897
Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами |
<< 1897 >>
Коронационное
|
1898 >>
Пеликан |