Перечень яиц Фаберже в хронологическом порядке
<<    1895      
Яйцо-печать
<<    1896    >>
Портреты Александра III (Двенадцать монограмм)
      1896    >>
Яйцо с вращающимися миниатюрами

  Яйцо Фаберже

Портреты Александра III (Двенадцать монограмм)

Портреты Александра III (Двенадцать монограмм). 1896 г.
Портреты Александра III (Двенадцать монограмм). 1896 г.

Яйцо «Портреты Александра III» (известно также под названием «Двенадцать монограмм») было создано в 1896 году по заказу императора Николая II и стало первым императорским яйцом, подаренным им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III.

Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней — АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо открывается и внутри имеет отделку бархатом.

Сюрпризом яйца были 6 миниатюрных портретов Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.

Размеры яйца: высота - 79 мм, ширина - 56 мм.

В 1896 году яйцо было подарено императором Николаем II своей матери, Марии Фёдоровне. После революции 1917 года оно было передано в Оружейную палату Кремля. В 1920-х годах оно было продано властями России парижскому ювелиру. Было в собственности мисс Берчиэлли в Италии. В 1949 году приобретено Марджори Пост, наследницей General Foods. В 1973 году после её смерти, по завещанию, вся её коллекция была передана в дар музею Хиллвуд, где сейчас и находится.

Многие годы яйцо «Портреты Александра III» считалось утраченным, единственным документальным свидетельством был счёт Фаберже 1896 года. Однако недавно исследователи выяснили, что оно и яйцо «Двенадцать монограмм» являются одним и тем же ювелирным изделием. Одним из главных подтверждений данной версии стало письмо вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны императору Николаю II 22 марта 1896 года: «Не найти слов, мой дорогой сын, как я была тронута и взволнована, получив прелестное яйцо с милыми портретами твоего обожаемого ПАПА! Как же хороши на яйце монограммы!..» Ещё одним подтверждением данной версии считается то, что данное яйцо было посвящено 30 годовщине со дня свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны в 1866 году.

 
 

2000-2019 © Шалтай-Болтай
 
Не вздыхай - так надо!